Данная рабочая программа разработана на основе: Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Уровень рабочей программы – базовый.
Количество недельных часов – 1 ч.
Количество часов в год – 35 ч.
Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей:
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Требования к уровню подготовки учащихся:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Критерии оценивания учащихся 10-11 классов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Типовая государственная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с Учебным планом МОУ «Ломовская СОШ» на изучение предмета «МХК» в 10 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год. Таким образом, в модифицированной программе сокращено (добавлено) изучение следующих тем: Изменения коснулись 3 раздела из него выделен 1 час на итоговое повторение, что не помешает, за счёт уплотнения, выдать все темы.
№ п\п
Наименование темы
Кол-во часов типовой программы
Кол-во часов модифицированной программы
1
Художественная культура Древнего и средневекового Востока
10
10
2
Художественная культура Европы: Становление христианской традиции
14
14
3
Раздел III.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)
11
10
4
Итоговое повторение
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки похождения
Примечание
Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)
1.
Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
(2)
2.
Египетское изобразительное искусство и музыка.
3.
Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции
(2)
4.
Храмовое зодчество.
5.
Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений
(2)
6.
Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.
7.
Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой
(2)
8.
Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.
9.
Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
(2)
10.
Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.
Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)
11.
Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры
(2)
12.
Римская художественная культура.
13.
Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия
(2)
14.
Новый Завет.
15.
Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности
(2)
16.
«Пламенеющая готика» европейских соборов.
17.
Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма
(2)
18.
Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
19.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке
(2)
20.
Художественная культура Франции.
21.
Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей
(2)
22.
Художественная культура Италии и Франции XVII в.
23.
Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
(2)
24.
«Венская классическая школа»
Раздел III.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)(10 ч)
25.
Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2)
Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.
Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)
Музыка и изобразительное искусство XVII в.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)
Итоговое повторение (1)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе), участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.
Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.